Очерки изъ жизни бѣлорусской деревни (1899)/Изъ жизни Лепельскихъ крестьянъ
← Въ губерню съ бумагой | Изъ жизни Лепельскихъ крестьянъ Драматычны абразок Аўтар: Аляксандр Пшчолка 1899 год |
У тіятри → |
Іншыя публікацыі гэтага твора: З жыцьця лепельскіх сялян. |
ИЗЪ ЖИЗНИ ЛЕПЕЛЬСКИХЪ КРЕСТЬЯНЪ.
(Картинка съ натуры).
(Въ бывшую корчму входятъ мужичекъ, не успѣвшій захватить водки въ монопольной лавкѣ).
Поищи ты мнѣ, Мовшечка, горѣлочки!.. Ты говоришь — нѣтъ, а погляди-тка вонъ тамъ подъ тухвяками, у постели… Пошукай, пошукай!.. Ага-а!.. во-во! Тягни-тка, тягни, голубочка! У васъ у жидовъ, горѣлки усюдахъ наторкано. (Мовша пытается унести бутылку). Ну, ладно, ладно… Я только такъ… Мовшечка, дяденька, отпусти!.. Ннкому не скажу. Гэто, братъ, такое дѣло: пей, да никому не кажи… Мы давно знаемъ что ты торгуешь потроху, а вотъ же ничего… И твой батька, хоть и драу… али добрый былъ ж… человѣкъ… Хаима уси знали! Ого-го (разсматриваетъ поданную бутылку водки). Добрая горѣлка винопольная! Гэта не то што!.. Разъ, два, три! Во й вылетѣла пробка! Ла-а-дно!.. Давай-ка, братъ, шкаликъ!.. И за шкалякъ заплачу… И за все заплачу. Ты не сумливайся… Што я крутель табѣ якій? Я, братъ, никому ничего не скрутіу, никого не забіу, ни у кого ничего не крау. Маю четыре надѣлы. (Пьетъ). Три годы отбыу старшиной, а ты хто? (Пауза). Мордва ты! (Пьетъ и закусываетъ). Ирода ты несчасная!.. Твоя бутылка?!.. Мало што бутылки твои… А моя горѣлка… (Съ азартомъ). Ты яе маишь права подъ тухвяками горѣлку держать. Горѣлка у винополіи. Мы уси порядки вѣдаимъ. Вотъ што… Во у тебе сколько бутылокъ, а усе винопольныи… Да я… я тебя подъ аресту запру!.. (Стучитъ кулакомъ). Я васъ!.. (Пьетъ). Стой, не тронь горѣлки! Ицекъ, не лѣзь, братъ… я горѣлку выпью и… и пойду… Подавай бутэ́льку! (Вырываетъ бутылку). Я бунту не веду, я порядки держу! (Отстраняетъ Мовшу и сына его Ицыка). Я порядокъ держу, потому знацца, за свои гроши пью, а ты — ирода несчасная!.. Во-во лѣзь! (Выскакяваетъ изъ-за стола и, подплясывая, напѣваетъ):
А при боку пистолетъ, |
Гэта, братъ, такое дѣло… (Садится около окна и задумы-вается). Мы, напримѣра, крестьянской вѣры, живемъ, знацца, на своемъ хлѣбѣ, а ты только и живешь крутней… Такъ тольки што обманешь. (Пауза). Мы, крестьянскіе, знацца, а вы не… нехристи. Пустяшный вы народъ! (Закуриваетъ трубку). Навродѣ шляхты. (Подходитъ къ столу и выпиваетъ безъ рюмки оставшуюся водку). Знаешь, што, Мовша? (Пауза). Будемъ мы съ то-бой мирицца. Мало што поругались… Поругались троху, да не побились — правда? Ха-ха-ха! Чимъ я тебе біу — а? А ты мене чимъ біу? Ну вотъ видишь: ни ты мене, ни я тебе. Ну, ходи ближи! Мы-жъ усе-тки сусѣди… Нѣхто скажить ближающіи. Неси еще полбутылки. Голубокъ мой, Мовшечка! За дружбу… Чимъ хочешь отплачу. Хошь деньгами, хошь бульбой, хошь такъ чимъ. Што тамъ руга̀уси? Одно твердять — руга̀уся. Я такъ по дружбѣ, а ты гэто у сиріезъ берешь. Я не отъ сердца, а такъ языкъ брешить… Ну неси-жъ моя зезюлька!.. Ты мене добра знаишь и батьку знау. Помнишь Прохора — Писталетоваго сына?.. Ага-а… А енъ-жа съ твоимъ батькомъ… Двинься ближе… Ну во-во. Ну поищи-жъ горѣлки. (Стучитъ въ грудь). Дадуши боли не буду! (Шопотомъ). Я никому — ни-ни! Я не такій человѣкъ!.. Во-во. И спасйбо. (Хлопаетъ бутылкой о другую руку и напѣваетъ):
А при боку пистолѣ-ѣетъ, |
А хто мнѣ укажить ни піять? Я за свое пью и за свое пяю. (Пьетъ). Я, слава Богу, не лайдакъ якій. Я знаю куды якое-што́! У мене, нихто скажить, три надѣла земли, четыре сыны одинъ подъ одинъ, двѣ дочки замужемъ. Жонкина родня знаема усюдыхъ… Три годы ходіу я на сплавъ… Вндѣу и людей, и разное гэто, напримѣра… А ты што? (Молчаніе). Што у тебе, Мовша, за вѣра? (Стучитъ по столу). Ну, кажи, якая у тебѣ вѣра? Такъ тольки кричишь у пусто у субботу. Што-жъ ты, напрпмѣра, коли никипаръ вотъ бываить, — чаго ты колотисся якъ осина… Ага, боисся, знацца, штобъ никипаръ не схватіу — вотъ якая твоя вѣра! Ну отойди не лѣзь!.. Не згонишь!.. Денегъ? — Подождешь… Денегъ нема́ таперь… Не, дудки, не спихнешь. (Жиды стараются выпихнуть изъ-за стола). Хайка, а ты што?… Ага, уси — и на одно…го. Ты гэто тоухаися у бокъ?… Я табѣ свиньнюкъ? (Вступаютъ въ драку). Я васъ, ты думау я табѣ Си-до-о-ръ! (Отмахивается, вылѣзаетъ изъ-за стола, старается выпрямиться и, притопывая въ тактъ ногой, напѣваетъ):
А при бо-о-о-ку писто-лѣ-ѣтъ… писто-лѣ-ѣ-тъ!… (Падаетъ).
Ты ни чапайся, коли тебе не трогають… Што ты у груди драгаишь (силится встать)… Я-жъ табѣ ни якое што… Я пойду до члена… Ты ду-у-ма…ешь, ирода ты несчасная!.. Што ты кровь спускаишь… По новому кожуху ліешь… Што я табѣ дерево, што ты ботомъ у самую голову… Прода ты… Халерія! Я твою Хайку съ жидинятами пере-э-э-еломлю! Кровь крестьянскую пьешь, быдла ты!.. (Силится встать. Пауза. Напѣваетъ):
А при бо-о-ку… а при боку…у!.. (Входитъ жена). |
А? хто тутъ? жонка?… По якому праву?… А табѣ якое дѣло, што я лежу?… Ты хто такая? Ага…а!.. Ну коли жонка, дыкъ и жонка (является сватъ Базыль и силится вытянуть пьянаго изъ-подъ стола). Не-е тро-о-ж-ь, не ты полажіу, не тебѣ и бра-а-ть… Я лежу, а не ты… Ты марчи, коли ни понимаишь… Марчи, марчи!… На твою тел-ѣгу? Не пойду!… Мнѣ сичасъ стойковыхъ коней пришлють… Што ты голосишь баба-а? Думаишь не пришлють?.. А хто старшиной быу — а?.. Хто быу — а?.. Ко-о-ожухъ облитъ?… А табѣ якое дѣло, што об…блитъ!.. Гэта ирода несча-а-сная сбила голову… Зна-ацца, ина-а и от…ку…пить. (Силится поднять). Не пойду… не пойду… Чуишь ѣдуть… Ага… Гэто за мной… (Напѣветъ):
А прн боку-у… боку-у-у-у! |
Не пойду, Ивановичъ… не-э-э! Не хочу…у…у. (Базыль и баба тянутъ пьянаго къ телѣгѣ). Ишь ты, братъ!… Не, не полѣзу… Шали-и-шь!.. (закладываетъ при помощи жены одну ногу въ телѣгу). Подожди дай закурить. (Ищетъ кисетъ). Ба-аба, гдѣ кисетъ? (Беретъ трубку и втягиваетъ огонь). А вотъ ни полѣзу… А вотъ ня укажишь… хочу буду тутъ, хочу узлѣзу… Ня твое дѣ-ѣло!.. (Базыль и баба силятся наклонить совершенно пьянаго въ телѣгу). Морчи, жонка! А то я табэ зубы выбью!.. Моя нога, напримѣра, тутъ и тутъ, а табѣ якое дѣло-о?! (Напѣваетъ):
А при бо-оку…у-у!.. |
(Баба и Базыль общими усиліями, при помощи случайно встрѣтившаго Зипайлы, вваливаютъ его въ телѣгу. Телѣга тронулась, баба плачетъ, мужъ ея напѣваетъ):
„А при боку…у-у-у!..“ |