Перайсці да зместу

Очерки изъ жизни бѣлорусской деревни (1899)/Изъ жизни Лепельскихъ крестьянъ

З пляцоўкі Вікікрыніцы
Въ губерню съ бумагой Изъ жизни Лепельскихъ крестьянъ
Драматычны абразок
Аўтар: Аляксандр Пшчолка
1899 год
У тіятри
Іншыя публікацыі гэтага твора: З жыцьця лепельскіх сялян.

Спампаваць тэкст у фармаце EPUB Спампаваць тэкст у фармаце RTF Спампаваць тэкст у фармаце PDF Прапануем да спампаваньня!




ИЗЪ ЖИЗНИ ЛЕПЕЛЬСКИХЪ КРЕСТЬЯНЪ.

(Картинка съ натуры).

(Въ бывшую корчму входятъ мужичекъ, не успѣвшій захватить водки въ монопольной лавкѣ).

Поищи ты мнѣ, Мовшечка, горѣлочки!.. Ты говоришь — нѣтъ, а погляди-тка вонъ тамъ подъ тухвяками, у постели… Пошукай, пошукай!.. Ага-а!.. во-во! Тягни-тка, тягни, голубочка! У васъ у жидовъ, горѣлки усюдахъ наторкано. (Мовша пытается унести бутылку). Ну, ладно, ладно… Я только такъ… Мовшечка, дяденька, отпусти!.. Ннкому не скажу. Гэто, братъ, такое дѣло: пей, да никому не кажи… Мы давно знаемъ что ты торгуешь потроху, а вотъ же ничего… И твой батька, хоть и драу… али добрый былъ ж… человѣкъ… Хаима уси знали! Ого-го (разсматриваетъ поданную бутылку водки). Добрая горѣлка винопольная! Гэта не то што!.. Разъ, два, три! Во й вылетѣла пробка! Ла-а-дно!.. Давай-ка, братъ, шкаликъ!.. И за шкалякъ заплачу… И за все заплачу. Ты не сумливайся… Што я крутель табѣ якій? Я, братъ, никому ничего не скрутіу, никого не забіу, ни у кого ничего не крау. Маю четыре надѣлы. (Пьетъ). Три годы отбыу старшиной, а ты хто? (Пауза). Мордва ты! (Пьетъ и закусываетъ). Ирода ты несчасная!.. Твоя бутылка?!.. Мало што бутылки твои… А моя горѣлка… (Съ азартомъ). Ты яе маишь права подъ тухвяками горѣлку держать. Горѣлка у винополіи. Мы уси порядки вѣдаимъ. Вотъ што… Во у тебе сколько бутылокъ, а усе винопольныи… Да я… я тебя подъ аресту запру!.. (Стучитъ кулакомъ). Я васъ!.. (Пьетъ). Стой, не тронь горѣлки! Ицекъ, не лѣзь, братъ… я горѣлку выпью и… и пойду… Подавай бутэ́льку! (Вырываетъ бутылку). Я бунту не веду, я порядки держу! (Отстраняетъ Мовшу и сына его Ицыка). Я порядокъ держу, потому знацца, за свои гроши пью, а ты — ирода несчасная!.. Во-во лѣзь! (Выскакяваетъ изъ-за стола и, подплясывая, напѣваетъ):

А при боку пистолетъ,
Огляну-у-ся козы нѣ-ѣ-тъ.

Гэта, братъ, такое дѣло… (Садится около окна и задумы-вается). Мы, напримѣра, крестьянской вѣры, живемъ, знацца, на своемъ хлѣбѣ, а ты только и живешь крутней… Такъ тольки што обманешь. (Пауза). Мы, крестьянскіе, знацца, а вы не… нехристи. Пустяшный вы народъ! (Закуриваетъ трубку). Навродѣ шляхты. (Подходитъ къ столу и выпиваетъ безъ рюмки оставшуюся водку). Знаешь, што, Мовша? (Пауза). Будемъ мы съ то-бой мирицца. Мало што поругались… Поругались троху, да не побились — правда? Ха-ха-ха! Чимъ я тебе біу — а? А ты мене чимъ біу? Ну вотъ видишь: ни ты мене, ни я тебе. Ну, ходи ближи! Мы-жъ усе-тки сусѣди… Нѣхто скажить ближающіи. Неси еще полбутылки. Голубокъ мой, Мовшечка! За дружбу… Чимъ хочешь отплачу. Хошь деньгами, хошь бульбой, хошь такъ чимъ. Што тамъ руга̀уси? Одно твердять — руга̀уся. Я такъ по дружбѣ, а ты гэто у сиріезъ берешь. Я не отъ сердца, а такъ языкъ брешить… Ну неси-жъ моя зезюлька!.. Ты мене добра знаишь и батьку знау. Помнишь Прохора — Писталетоваго сына?.. Ага-а… А енъ-жа съ твоимъ батькомъ… Двинься ближе… Ну во-во. Ну поищи-жъ горѣлки. (Стучитъ въ грудь). Дадуши боли не буду! (Шопотомъ). Я никому — ни-ни! Я не такій человѣкъ!.. Во-во. И спасйбо. (Хлопаетъ бутылкой о другую руку и напѣваетъ):

А при боку пистолѣ-ѣетъ,
Оглянууся козы нѣ-ѣ-тъ!

А хто мнѣ укажить ни піять? Я за свое пью и за свое пяю. (Пьетъ). Я, слава Богу, не лайдакъ якій. Я знаю куды якое-што́! У мене, нихто скажить, три надѣла земли, четыре сыны одинъ подъ одинъ, двѣ дочки замужемъ. Жонкина родня знаема усюдыхъ… Три годы ходіу я на сплавъ… Вндѣу и людей, и разное гэто, напримѣра… А ты што? (Молчаніе). Што у тебе, Мовша, за вѣра? (Стучитъ по столу). Ну, кажи, якая у тебѣ вѣра? Такъ тольки кричишь у пусто у субботу. Што-жъ ты, напрпмѣра, коли никипаръ вотъ бываить, — чаго ты колотисся якъ осина… Ага, боисся, знацца, штобъ никипаръ не схватіу — вотъ якая твоя вѣра! Ну отойди не лѣзь!.. Не згонишь!.. Денегъ? — Подождешь… Денегъ нема́ таперь… Не, дудки, не спихнешь. (Жиды стараются выпихнуть изъ-за стола). Хайка, а ты што?… Ага, уси — и на одно…го. Ты гэто тоухаися у бокъ?… Я табѣ свиньнюкъ? (Вступаютъ въ драку). Я васъ, ты думау я табѣ Си-до-о-ръ! (Отмахивается, вылѣзаетъ изъ-за стола, старается выпрямиться и, притопывая въ тактъ ногой, напѣваетъ):

А при бо-о-о-ку писто-лѣ-ѣтъ… писто-лѣ-ѣ-тъ!… (Падаетъ).

Ты ни чапайся, коли тебе не трогають… Што ты у груди драгаишь (силится встать)… Я-жъ табѣ ни якое што… Я пойду до члена… Ты ду-у-ма…ешь, ирода ты несчасная!.. Што ты кровь спускаишь… По новому кожуху ліешь… Што я табѣ дерево, што ты ботомъ у самую голову… Прода ты… Халерія! Я твою Хайку съ жидинятами пере-э-э-еломлю! Кровь крестьянскую пьешь, быдла ты!.. (Силится встать. Пауза. Напѣваетъ):

А при бо-о-ку… а при боку…у!.. (Входитъ жена).

А? хто тутъ? жонка?… По якому праву?… А табѣ якое дѣло, што я лежу?… Ты хто такая? Ага…а!.. Ну коли жонка, дыкъ и жонка (является сватъ Базыль и силится вытянуть пьянаго изъ-подъ стола). Не-е тро-о-ж-ь, не ты полажіу, не тебѣ и бра-а-ть… Я лежу, а не ты… Ты марчи, коли ни понимаишь… Марчи, марчи!… На твою тел-ѣгу? Не пойду!… Мнѣ сичасъ стойковыхъ коней пришлють… Што ты голосишь баба-а? Думаишь не пришлють?.. А хто старшиной быу — а?.. Хто быу — а?.. Ко-о-ожухъ облитъ?… А табѣ якое дѣло, што об…блитъ!.. Гэта ирода несча-а-сная сбила голову… Зна-ацца, ина-а и от…ку…пить. (Силится поднять). Не пойду… не пойду… Чуишь ѣдуть… Ага… Гэто за мной… (Напѣветъ):

А прн боку-у… боку-у-у-у!

Не пойду, Ивановичъ… не-э-э! Не хочу…у…у. (Базыль и баба тянутъ пьянаго къ телѣгѣ). Ишь ты, братъ!… Не, не полѣзу… Шали-и-шь!.. (закладываетъ при помощи жены одну ногу въ телѣгу). Подожди дай закурить. (Ищетъ кисетъ). Ба-аба, гдѣ кисетъ? (Беретъ трубку и втягиваетъ огонь). А вотъ ни полѣзу… А вотъ ня укажишь… хочу буду тутъ, хочу узлѣзу… Ня твое дѣ-ѣло!.. (Базыль и баба силятся наклонить совершенно пьянаго въ телѣгу). Морчи, жонка! А то я табэ зубы выбью!.. Моя нога, напримѣра, тутъ и тутъ, а табѣ якое дѣло-о?! (Напѣваетъ):

А при бо-оку…у-у!..

(Баба и Базыль общими усиліями, при помощи случайно встрѣтившаго Зипайлы, вваливаютъ его въ телѣгу. Телѣга тронулась, баба плачетъ, мужъ ея напѣваетъ):

„А при боку…у-у-у!..