ЭСБЕ/Остроградский, Михаил Васильевич

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Перейти к навигации Перейти к поиску

Остроградский (Михаил Васильевич) — известный русский геометр, ординарный академик; сын помещика Полтавской губернии, родился в 1801 году. Получая первоначальное образование в пансионе при полтавской гимназии, был на 10-м году записан на службу в канцелярию губернатора с чином губернского регистратора и уволен с чином коллежского регистратора в 1815 году. Поступил в гимназию, где прилежанием не отличался, так что отец взял его из 3-го класса с намерением определять в один из гвардейских полков, но затем намерение это изменил и поместил его к адъюнкту харьковского университета Робушу, преподавателю военных наук, для приготовления в студенты университета. Будучи зачислен в студенты, О. на втором курсе получил влечение к занятию математикой и вскоре некоторые преподаватели и профессора подметили в нем отличные способности к математическим наукам. В 1818 г. он окончил курс с аттестатом действительного студента; в 1821 же году, по распоряжению министерства, лишен и этого аттестата. В 1822 г. он отправился в Париж, где посещал лекции в Сорбонне и в Collège de France. Своими дарованиями Остроградский обратил на себя внимание знаменитых математиков Лапласа, Фурье, Ампера, Пуассона, Коши. В 1826 г. он представил институту мемуар «Sur la propagation des ondes dans un bassin cylindrique», напечатанный в 1832 г. в томе III-м «Mémoires presentées par divers savants». С 1826 г. О. некоторое время преподавал математику в коллегиуме Генриха IV. По просьбе отца он вернулся в Россию и в Петербурге обратил на себя внимание своими блестящими способностями и обширным знакомством с литературой математических наук; в 1828 г. академия наук избрала его адъюнктом, а через два года — ординарным академиком. Высшие специальные учебные заведения приглашали его занять в них место профессора; он преподавал в офицерских классах морского корпуса, в институте инженеров путей сообщения, в главном педагогическом институте, потом в училищах инженерном и артиллерийском. В военно-учебных заведениях он был главным наблюдателем преподавания по математическим наукам. Многочисленные и разнообразные труды его по разным отраслям математических наук были известны в других странах и доставили ему звания: члена корреспондента парижской академии, члена академий туринской, римской и Соединенных Штатов. Скончался в 1861 г. в Полтаве.

Самыми замечательными трудами его по чистой математике были: «Mémoire sur le calcul des variations des intégrales multiples» (1834, «Mémoires de l’Acad. de St. Pét.», VI Série, Sc. math., phys. et nat. T. III, première partie: Sc. math. et phys., т. I, стр. 35), в котором выводится общая формула вариации кратного интеграла (см. Вариационное исчисление) и мемуары об интегрировании рациональных функций (см. ниже). По механике: «Considérations générales sur les moments des forces» (1834, «Mémoire de l’Acad.», VI Sér., Sc. math. et phys., т. I, стр. 129; здесь развита мысль Фурье о том, что условия возможных перемещений иногда следует выражать неравенствами); «Mémoire sur les déplacemens instantanés des systèmes assujettis à des conditions variables» (там же, 1838, I, 565) — вводятся связи, зависящие от времени явным образом; «Mémoire sur les équations différentielles relatives au problème des isopérimètres» (ibid., 1848, VI Sér., т. IV, стр. 385) — в этом обширном мемуаре О. приходит к началу Гамильтона (см. Гамильтонов принцип). Самый замечательный мемуар, заключающий в себе полную теорию ударов, есть «Mémoire sur la théorie général des percussions» (ibid., 1854, VI Sér., т. VI, стр. 267). В книгах по гидромеханике имя О. упоминается в вопросе о равновесии сферического слоя жидкости; этот вопрос он рассматривает в записке «Sur un cas singulier de l’équilibre des fluides incompressibles» («Mém. de l’Acad.», VI Sér., т. I, стр. 233).

Лекции О. по небесной механике, читанные на французском языке в 1829 и 1830 гг., напечатаны Янушевским под заглавием «Cours de mécanique céleste etc.» (СПб., 1831). В этом курсе О. проявил большую самостоятельность, выразившуюся главным образом в упрощении изложения тех общих методов, которыми незадолго перед тем обогатилась небесная механика. Первые пять лекций были посвящены изложению общих теорий, а семь следующих — приложению этих теорий к движению планеты около Солнца при допущении возмущения ее другими планетами. Лекции заканчивались составлением и интегрированием уравнений вековых неравенств и указанием способа Пуассона для периодических неравенств. Во время своего пребывания в Париже, в 1830 г., О. представил эти лекции парижской академии наук, которая поручила их рассмотрение Араго и Пуассону, давшими (см. «Crelle’s Journal», т. VII, 1831), очень лестный отзыв о труде О. В другом курсе — в лекциях алгебраического и трансцендентного анализа, читанных в 1836—37 гг. в зале морского кадетского корпуса и напечатанных С. Бурачком и Зеленым (СПб., 1837) — О. познакомил своих слушателей с открытиями в области теории алгебраических уравнений, сделанными Лагранжем, Коши, Штурмом, Гауссом, Абелем и другими.

Вполне разделяя со своим первым учителем Осиповским (см.) его высокое мнение о французской науке и заимствовав от него нерасположение и пренебрежение к германской философии, О. был чужд тем важным обобщениям и тому мощному философскому течению, которые под влиянием философии Канта развивались в германской математике. О. навсегда остался глубоким, но узким специалистом, способным сочувствовать и давать верную оценку успехам науки только в разработанных уже областях. Этим вполне объясняются так жестоко осужденные дальнейшим движением науки насмешки и оскорбительные отзывы Остроградского о состоянии умственных способностей Н. И. Лобачевского, по поводу обессмертивших его имя геометрических работ. Отсутствие специально-педагогической подготовки не помешало, однако же, начальству средних военно-учебных заведений пригласить его на должность главного наблюдателя в этих заведениях по математическим наукам. Не удовлетворяясь возможностью широкого косвенного влияния, которое он мог оказывать по занимаемой им должности на ход преподавания математики в заведуемых учебных заведениях, О. пожелал иметь и более действительное, прямое влияние. Однако составленное им «Руководство начальной геометрии» (СПб., 1855), несмотря на оригинальность и некоторые научные достоинства, по введении в преподавание в кадетских корпусах оказалось по своему несоответствию с педагогическими требованиями совершенно непригодным для дела и потому было оставлено. Ту же участь имели и составленные О. «Программа и конспект тригонометрии для руководства в военно-учебных заведениях» (СПб., 1851). В «Конспекте» он рассматривал тригонометрические величины как отношения между сторонами прямоугольного треугольника и предложил некоторые упрощения в доказательствах тригонометрических формул. Сам О. придавал своим взглядам на преподавание тригонометрии в средних учебных заведениях такое значение, что сделал их предметом сообщения, читанного им 8 августа 1851 г. в академии наук и напечатанного в «Bulletin phys.-math.» (т. X, стр. 11) под заглавием «Note sur le traité de trigonométrie à l’usage des écoles militaires».

Кроме названных выше трудов О., приводим более подробный их список. Из мемуаров, посвященных анализу бесконечно малых в его чистом виде, принадлежат следующие: «Mémoire sur l’intégration des fractions rationelles» («Mémoires de l’Académie», VI-e séries., Sciences mathém., phys. et natur., т. II, стр. 569). В этом мемуаре и в следующем О. изложил найденные им условия и способ для выражения алгебраической функцией как интеграла рациональной дроби, так и интеграла от функции, содержащей квадратный корень из целого многочлена. В этих открытиях он был предупрежден, по времени их обнародования, Лиувиллем. «Suite du mémoire sur l’intégration des fractions rationelles» (там же, т. II); «Note sur la relation que peuvent avoir enir’elles les intégrales des fonctions algébriques» (там же, «Bull.», № 6); «Sur la transformation des variables dans les intégrales multiples» (там же, т. I), «Notes sur différents sujets de l’analyse mathématique: a) Sur les fonctions exponentielles, b) Sur une espèce de fonctions des coordonnées sphériques, c) Sur le calcul des variations» («Bulletin Scientifique», т. III); «Note sur les équations différentielles linéaires» (там же, т. V), «Mémoire sur les quadratures définies» («Mém. de l’Acad.», VI-e sér., Sc. math. et phys., т. II); «Sur une note relative aux intégrales définies déduites de la théorie des surfaces orthogonales» («Bull. Scient.», т. VII); «Note sur une question particulière de maxima relatifs» (там же, т. VIII); «Sur les intégrales des fonctions algébriques» («Bullet. phys.-math.», т. I); «Mémoire sur l’intégration des fractions rationnelles» (там же, т. IV, стр. 145 и 286). В этом мемуаре автор дал способ находить в интеграле рациональной дроби отдельно алгебраическую и логарифмическую часть. «Sur les dérivées des fonctions algébrigues» (там же, т. XI); «Sur la courbure des surfaces» («Bullet. de l’Acad.», т. I); «Sur une intégrale définie» (там же, т. III). По алгебре и теории чисел: «Note sur la méthode des approximations successives» («Mém. de l’Acad.», IV-e sér., Sc. math. et phys., т. I); «Tables des racines primitives pour tous le nombres premiers au dessous de 200, avec les tables pour trouver l’indice d’un nombre donné, et pour trouver le nombre d’aprés l’indice» (ib., т. I). Эти таблицы были весьма полезным приобретением для теории чисел. «Sur le calcul des fonctions génératrices»; «Sur les racines égales des polynomes entiers» («Bullet. phys.-math.», т. VIII). По механике: «Note sur la variation des constantes arbitraires dans les problèmes de mécanique» («Mém. de l’Acad.», VI-e sér., Sc. math., phys. et nat.", т. I); «Note sur les équations du mouvement d’un point matériel placé dans l’interieur d’un tube recliligne tournant autour d’un axe donné» («Bull. Scient.», т. IV); «Note sur quelques formules relatives à l’attraction mutuelle d’une sphère et d’un sphéroïde» (там же, т. IV); «Sur le principe des vitesses virtuelles et sur la force d’inertie» (там же, т. X); «Sur les sphéroïdes dont tous les moments d’inertie sont égaux» («Bull. phys., math.», т. I); «Sur le mouvement des fluides» (там же); «Sur la variation des constantes arbitraires dans les problèmes de dynamique» (там же); «Sur les intégrales des équations générales de la dynamique» (там же, т. VIII). По баллистике: «Tables pour faciliter le calcul de la trajectoire que décrit un mobile dans un milieu résistant» («Mém. de l’Acad.», VI-e sér., Sc. math. et phys., т. II); «Note sur le mouvement des projectiles sphériques dans un milieu résistant» («Bull. Scient.», т. VIII); «Mémoire sur le mouvement des projectiles sphériques dans l’air» (там же, в извлечении, т. VIII). В этих мемуарах, кроме совершенно новых таблиц, О. дал вывод уравнений движения эксцентрического снаряда в воздухе. Хотя подобные уравнения найдены Пуассоном ранее, но выведенные О. имеют преимущество над ними в том отношении, что расстояние между центром фигуры снаряда и его центром инерции не предполагается весьма малым. По математической физике: «Sur l’intégration des équations à différences partielles relatives aux petites vibrations d’un milieu élastique» («Mém. de l’Acad.», VI-e sér., Sc. math., phys. et nat., т. I); «Deuxième note sur la théorie de la chaleur» (там же, т. I). Предмет этой записки состоит главным образом в обобщении того приема, употребляемого при интегрировании встречающихся в вопросах математической физики уравнений с частными дифференциалами, посредством которого определяются в общем интеграле коэффициенты при частных интегралах по начальному состоянию системы. «Note sur l’équilibre d’un fil élastique» (там же, т. II, «Bull.», № 4); «Mémoire sur l’intégration des équatious à différences partielles relatives aux petites vibrations des corps élastiques» (там же, т. II) — самый замечательный труд из всех исследований автора в математической физике (интегралы, им полученные, впрочем, ранее уже были выведены Пуассоном). «Sur l’équation relative à la propagation de la chaleur dans l’intérieur des liquides» («Mém. de l’Acad.», VI-e sér., Sc. math. et phys., т. I, стр. 353). Это уравнение ранее автора, как об этом говорит и он сам, было выведено Фурье. При своем выводе автор сделал ошибку, которую позднее автор исправил на основании посмертного мемуара Фурье по тому же предмету. «De l’aimantation mutuelle entre des barres disjointes» («Bull. Sc.», т. V). Кроме исследований, изложенных во всех этих мемуарах, О. принадлежит еще оставшееся ненапечатанным решение вопроса о распространении теплоты в призме, имеющей основанием равнобедренный прямоугольный треугольник. О существовании этого решения знают по ссылке, сделанной на него Ламе. Относительно содержания тех мемуаров, по поводу которого здесь не делалось никаких замечаний, можно сказать вообще, что оно состояло, главным образом, в способствующих некоторому расширению науки критических замечаниях, упрощениях доказательств и в развитии намеченного другими исследователями. Наиболее замечательным в ряду этих второстепенных исследований О. является вывод остатков в формулах, данных Эйлером и Лежандром для превращения определенного интеграла в сумму конечных разностей. Хотя и в этом выводе О. был предупрежден Пуассоном, но найденные им выражения в практическом отношении превосходят принадлежащие Пуассону. Наконец, в работах О. по высшей алгебре обращает на себя внимание найденное им упрощение в некоторых отношениях способа отделения равных корней алгебраических уравнений. По meopèu вероятностей: «Extrait d’un mémoire sur la probabilité des erreurs des tribunaux» («Mém. de l’Acad.», VI-e série., Sc. math. et phys., т. I, «Bull.», № 3). Здесь О. приходит к подтвержденному позднее Пуассоном парадоксальному заключению, что вероятность ошибки приговора, сделанного несколькими присяжными, зависит не от числа их, как это полагали Кондорсе и Лаплас, а только от большинства голосов. «Sur une question des probabilités» («Bull. phys.-math.», т. I); «Sur la probabilité des hypothèses d’après les événements» (там же, т. XVII). В этой записке автор дает, основываясь на анализе Гаусса, более прямое, чем Пуассон, доказательство принципа, на котором основано определение гипотезы ожидаемого события по событиям совершившимся. Кроме перечисленных трудов, О., по званию академика, написал еще разборы девяти сочинений, представленных в академию для соискания Демидовских премий.

Биографию О. и краткий обзор его ученых трудов см. в статье академика Сомова: «Очерк жизни и ученой деятельности Михаила Васильевича О.» («Записки Императорской Академии Наук», т. III, кн. I, СПб., 1863). Библиографию напечатанных О. ученых трудов и его портретов см. там же, т. I, кн. I (СПб., 1862).