ЭСБЕ/Многощупальцевые коралловые полипы

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Многощупальцевые или шестилучевые коралловые полипы (Polyactinia, Zoantharia, Hexactinia) — одна из двух больших групп, на которые распадаются современные коралловые полипы. Тело их состоит не из 8, а или шести или большего чем восемь числа лучей, обыкновенно кратного 6-ти; щупальца по большей части простые (не перистые), число их по большей части 6 или кратное шести, расположены они обыкновенно не в один кружок; лишь семейство Edwardsiidae имеет 8 радиальных камер и 16 щупалец, а у Cerianthidae число камер и щупалец неопределенное. В сущности, группа эта малоестественна, и два названных семейства не менее отличаются от остальных, чем эта группа от 8-ми лучевых коралловых полипов. Общий план строения см. в статье Коралловые полипы. Число и расположение радиальных перегородок представляет большие различия: у актиний различают 12 главных перегородок, расположенных попарно (притом так, что за исключением двух пар сидящих на углах рта перегородки одной пары обращены друг к другу продольными мускульными шнурами — см. Коралловые полипы); между ними развиваются новые пары 2, 3-го порядка и т. д.; у Edwardsiidae с каждой стороны тела по 4 перегородки, из которых 3 обращены продольными мускулами в одну сторону; у Cerianthidae мускулатура перегородок слабо развита, а число их неопределенно; у Anthipathidae 6 перегородок, из которых вполне развиты лишь две. Сюда относятся как колониальные, так и одиночные формы (фиг. 1), иногда одиночные возникают путем почкования на колониях (напр. морской гриб — Fungia; фиг. 2).

Фиг. 1. Актиния Antheomorphe elegans. SS — направление по которому удлинено ротовое отверстие.
Фиг. 2. Веточка полипняка морского гриба (Fungia) в процессе почкования.

Рядом с половым размножением (большинство М. корал. полипов раздельнополы, Cerianthus — гермафродиты) существуют различные формы бесполого: деление, почкование, а также (у актиний) отделение кусков тела с частью полости тела (лацерация), которые затем развиваются в полные особи. Бесполое размножение ведет или к образованию новых отдельных особей, или к разрастанию колонии. В некоторых случаях наблюдается диморфизм особей колонии; так, у рода Mycedium, близкого к морскому грибу (Fungia), в середине плоской колонии находится крупный индивид, а вокруг него мелкие. М. коралл. полипы живут в море на различных глубинах, некоторые могут жить и в опресненных водах. Большинство их прирастает к подводным предметам своим скелетом, некоторые свободны; есть также формы свободноплавающие (пелагические), например актинии сем. Minyadidae. Некоторые живут в симбиозе с другими животными (см. ниже и в статье Симбиоз). Большинство имеет известковый (редко роговой) скелет, часть совершенно лишена его. Многие формы с известковым скелетом играют главную роль в процессе образования коралловых рифов и островов (см.). По присутствию или отсутствию скелета и его составу М. корал. полипы делятся на три больших группы: 1) Madreporaria, 2) Antipatharia и 3) Actiniaria.

Фиг. 3. Меандрина.
Фиг. 4. Полипняк Меандрины (Maeandrina cerebriformis).

I. Каменистые кораллы (Madreporaria, Sclerodermata) обладают известковым скелетом, составляющим одно целое. Весь скелет носит название полипняка (polyparium), скелет отдельных неделимых (одиночных или колониальных) имеет более или менее бокаловидную или чашеобразную форму. Скелет происходит благодаря деятельности клеточек эктодерма, отлагающих кнаружи вещество полипняка. В скелете отдельной особи можно отличать: 1) пластинку, составляющую основание (sclerobasis); 2) радиальные перегородки (septa), образующиеся в складках эктодерма, вдающихся с основания тела в промежутки между радиальными перегородками, соединяющими ротовую трубку с внутренней поверхностью стенки тела; 3) стенку чашечки (theca); 4) наружную стенку (exotheca, epitheca); 5) перекладины, соединяющие радиальные перегородки в виде палочек (Sinapticulae) или пластинок (dissepimenta); 6) поперечные перегородки, делящие чашечку на этажи (tabulae); 7) центральный столбик (Columella); 8) обособленные части радиальных перегородок, окружающая столбик (pali). Известковые скелеты этих кораллов и играют главную роль в образования коралловых рифов. Уже лет 10 тому назад было известно около 500 ныне живущих и около 1300 ископаемых видов. Их подразделяют на несколько больших групп, обнимающих по нескольку семейств. А. Пористые кораллы (Madreporacea, Perforata) с всегда более или менее пористым скелетом далеко вытягивающимися из чашечек полипами, имеющими обыкновенно лишь 12 расположенных в один кружок, по большей части довольно длинных щупалец. Сюда относится напр. семейство мадрепоровых (Madreporidae). В. Грибообразные кораллы (Fungiacea) с плотным или несколько пористым, по большей части широким и низким скелетом отдельных особей, неполными, вовсе неразвитыми или составляющими нижнюю (часто прикрепленную) часть скелета стенками, с хорошо развитыми и составляющими главную часть скелета радиальными перегородками, соединены перекладинами; полипы короткие, широкие, с неправильно расположенными шупальцами; щупальцы различной величины и формы, обыкновенно коротки, могут вовсе отсутствовать. Сюда относятся морские грибы (Fungia, см.). С. Звездчатые кораллы (Astraeacea), скелет плотный, стенки есть, которые часто вполне или отчасти слиты со стенками соседних чашечек; полипы не вытягиваются, щупальца (по большей части многочисленные) сидят в 1 или несколько рядов. Сюда, напр., большое семейство астреиды (Astraeidae): гониастрея, меандрина и др. D. Глазчатые кораллы (Oculinacea) — скелет плотный, стенки чашечек есть и часто утолщены, чашечки могут отчасти наполняться известковыми отложениями и исчезать; полипы могут далеко вытягиваться, имеют до 48 шупалец, по большей части с утолщенными концами и бородавковидными группами крапивных органов, напр. окулиновые (Oculinidae).

II. Роговые кораллы (Antipatharia), колониальные формы с роговым осевым скелетом, который покрыт мягкой, не содержащей известковых отложений коркой, заключающей отдельные животные колонии. Черная, состоящая из концентрических слоев ось, простая или разветвленная, на поверхности часто усажена шиповидными отростками. Мягкая кора не заключает никаких известковых телец (могут быть заключены в нее лишь какие-либо случайные посторонние тельца). Щупальцев 6 или, реже, 24 (у Gerardia), чем эти полипы резко отличаются от сходных форм из восьмилучевых полипов. Сюда относятся немногие виды. Ископаемые неизвестны. В семействе Anthipathidae полипы с 6 по большей части недоразвитыми щупальцами; из 6 мезентериальных перегородок хорошо развиты лишь две. Сюда относятся 6 родов и около 30 видов, живущих по большей части на значительной глубине. Antipathes isicidiplocamos — черный коралл (не настоящий) с бугорчатой поверхностью оси, длиною до 1 м при 2—3 стм. при основании, водящийся в Красном море; употребляется арабами вместе с Plexaura antipathes (настоящий черный коралл) на различные поделки.

III. Мясистые коралловые полипы, актинии (Actiniaria, Malacodermata, см. фиг. 1), без скелета, по большей части одиночные, редко колониальные, свободно двигающиеся, или (чаще всего) присасывающиеся плоской нижней стороною тела (подошвой), или (редко) прирастающие. Некоторые формы (Derianthus, Edwardsia) свободно ползают в илу и песке или сидят в сделанных ими трубках. Семейство Minyadidae плавают, обратившись ротовым концом вниз. Колониальные формы лишь в семействе Zoanthidae. Группа эта весьма многочисленна (лет 10 тому назад насчитывалось уже около 80 родов и более 350 видов), представители ее встречаются во всех морях и на самых различных глубинах. Крайнее разнообразие формы тела, числа и формы щупалец, окраски (часто весьма яркой и пестрой) делают этих животных одним из любимейших украшений морских аквариев. Благодаря окраске актинии получили название морских анемонов и роз. Практическое значение их невелико; некоторые виды (напр. Anemonia Sulcata — «ortique», на берегах Франции) употребляются в пищу. В биологическом отношении некоторые формы представляют крайне интересные особенности. Паразитные формы редки (таков род Peachia, живущий в ротовых складках медузы Cyanea). Ряд форм живет в симбиозе с другими животными. Так, виды Adamsia сидят на раковинах, в которых живут раки-отшельники, причем эти последние не только не тяготятся присутствием актиний на раковине, но, как наблюдалось в некоторых случаях, заботятся о них, видимо беспокоятся, если актинию снять с их раковины; переменяя раковину, переносят на нее и актинию и т. д. Колонии некоторых видов сем. Zoanthidae тоже селятся на раковинах, в которых живут раки-отшельники, и постепенно обрастают всю раковину пленкой в несколько линий толщиною, над которой возвышаются полипы колонии. При этом вещество раковины постепенно растворяется, и жилищем рака-отшельника является уже полая, постепенно растущая на свободном крае колония полипов; таким образом жилище пагура растет, и ему не приходится менять его по мере своего роста. Явления эти наблюдаются у форм, живущих у берегов Америки, напр. у полипа Gemmaria americana; Один китайский рак-отшельник (Diogenes edwardsii) носит на наружной стороне большой клешни маленькую актинию, и, когда он прячется в раковину, актиния закрывает вход в нее. Виды рода Palythoa из Zoanthidae селятся на различных морских животных, напр. на некоторых губках и т. д.

Н. Кн.