ВЭ/ВТ/Невельской, Геннадий Иванович

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
НЕВЕЛЬСКОЙ, Геннадий Иванович, адмирал, исслед ль р. Амура, присоединивший Приамур. край к России (1813—76). Окончив мор. к-с и офицерск. классы, Н. до 1848 г. плавал в водах Балт. и Немец. морей. Назначенный ком-ром трансп. Байкал, в чине кап.-лейт., ушел в дальн. плавание. Уже со школьной скамьи Н. интересовался Амуром, не допуская, чтобы такая громад. река могла теряться в песках и не быть судоходной, как это утверждали Лаперуз, Браутон, Крузенштерн.
Тщат-но изучив вопрос о плавании по Амуру, Н. добился своего назначения на Байкал. Устье Амура в то время не принадлежало России, и получить официал. разрешение на исследование его было почти невозможно; однако, Н. заручился поддержкой ген.-губ-ра Вост. Сибири Н. Н. Муравьева, к-рый обещал добиться этого разрешения и доставить его с курьером в Петропавловск. Но по прибытии сюда Н. узнал из письма Муравьева, что он только надеется получить Выс. утверждение инструкции, составленной по плану Н., в к-рой ему предписывалось исследовать берега Охотск. моря, Сахалина и Амурск. лимана, при условии держать все свои действия в тайне. Созвав оф-ров Н. заявил им: «Всю тяжелую ответ-ность перед престолом и отеч-вом я принимаю на себя» и вышел 30 мая 1849 г. из Петропавловска, Обойдя Сахалин с с., Н. стал спускаться к ю. вдоль зап. берега о-ва; после ряда неудач в необследован. местах б. найден вход в лиман. Байкал встал в его сев. части, откуда и начали исслед-ние фарв-ра к югу; работа велась самим Н. на 3 шлюпках. Только желез. воля Н. доставила этой эксп-ции, работавшей в невозмож. условиях, успех: 11 июля она вошла в устье Амура, а 22 июля, делая всё время промер и опись, достигла места, где д. б. находиться пресловутый перешеек; но перешейка не было, вместо него был пролив ок. 7 вер. шириной и глуб. в 5 сж. Пролив этот б. назван Татарским. Здесь Н. остановился, т. к. к 15 снт. он д. б. возвратиться в Охотск; но на обратн. пути эксп-ция встретила байдарку из Аяна с приказанием идти туда. В Аяне Н. ждал Муравьев с Высоч. утвержденной инструкцией. Узнав об открытии, Гос-рь простил Н. смел. поступок. Но в Спб., куда он прибыл в янв. 1850 г., Н. пришлось испытать ряд неприятностей: мин-ство иностр. дел (Нессельроде) требовало его примерн. наказания, к-раго Н. избежал только благодаря заступнич-ву Муравьева; однако, он всё-таки б. лишен Владимирск. креста и пенсии, полагающихся за новые открытия. В 1850 г. Н., уже в чине кап. I р., вернулся на Восток, назначенный состоять при ген.-губ-ре; Муравьев поручил ему основать зимовье на ю.-вост. берегу Охотск. моря, чтобы Росс.-Америк. компания м. производить там расторжку с гиляками. Ком-т в Спб. послал предписание ген.-губ-ру, коим строжайше запрещалось касаться лимана р. Амура. Но Н. нельзя было устрашить таким запрещением: 29 июля он основал у залива Счастье зимовье Петровское и отсюда на шлюпке с небольш. числом людей предпринял свою знаменитую эксп-цию к устью Амура, окончившуюся присоединением к России всего Амурского края (см. Амурская экспедиция).
Вызванный в Спб., Н. б. представлен особ. ком-том по Амурск. вопросу к разжалованию в матросы «за неслыханную дерзость», но помилован Гос-рем, назвавшим поступок Н. «молодецким, благородным и патриотическим», наградившим его орд. св. Владимира и положившим на докладе ком-та Свою знаменит. резолюцию: «Где раз поднят рус. флаг, там он уже спускаться не должен». Дело Н. б. спасено. Он отправился к месту своего служения в мае 1851 г. вместе с молод. женой (обвенчался в Иркутске 16 апр. 1851 г.), Екатериной Ивановной, к-рая решила разделить со своим энергич. мужем тягость его неприглядн. жизни. 5 л. работал Н. в дикой пустыне: тысячи верст б. обследованы им и его сподвижниками, на громадн. протяжении описаны берега Татарск. прол., выяснено действ-ное направление Хинганск. хребта и т. д. (см. Амурская экспедиция). По мере работы Н. падали предубеждения Спб.: в снт. 1853 г. Н., уже по повелению из Спб., занял Сахалин. Открытия Н. принесли громадн. пользу уже во время Вост. войны: 24 авг. 1854 г. адм. Завойко отразил у Петропавловска соедин. силы врагов, а весной след. года, по настоянию Н., Муравьев убрал все суда и г-зон из Петропавловска в зал. де-Кастри, где они и б. открыты разведчиками непр-ля; однако, когда к де-Кастри подошла соедин. эс-дра, наши слаб. силы уже успели перейти через Татарск. пролив в лиман Амура; следовать за ними англ-не не решились, и наши суда б. спасены. Н. б. отчислен от своей долж-ти в дкб. 1856 г.; уже в чине к.-адм. он б. назн. (1857 г.) чл. учен. ком-та. В день заключения Айгунского договора (см. это) Муравьев писал Н.: «Отеч-во никогда вас не забудет, как первого деятеля, создавшего основание, на к-ром воздвигнуто наст. здание». В память Н. и его сподвиж-в на Дальн. Востоке поставлены 2 памятника: один во Владивостоке, другой — в Николаевске на Амуре; именем же Г. И. назван строющийся за гр-цей крейсер. (Записки адм. Г. И. Невельского; М. Е. Жданко, Памяти адм. Г. И. Н., 1908).