БСЭ1/Социалисты-революционеры

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

СОЦИАЛИСТЫ-РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ (эсеры, партия с.-р.), мелкобуржуазная народническая партия в России. Возникла в 1902 в результате объединения различных враждебных максизму и рабочему классу народнических кружков и групп. В процессе развёртывания революционного движения партия с.-р. превратилась в партию кулацкой верхушки и завершила своё развитие как контрреволюционная, противонародная, буржуазная партия, ведшая активную вооружённую борьбу против советского народа, Советской власти и большевистской партии.

Окончательное оформление партии с.-р. произошло на I Съезде в 1905, принявшем программу и устав С.-р. Теоретические воззрения С.-р. представляли эклектическое соединение клочьев учения старого русского народничества с ревизионистски фальсифицированным марксизмом. «Старинное народничество, подновлённое модным европейским оппортунизмом (ревизионизм, бернштейнианство, критика Маркса), составляет весь оригинальный идейный багаж так называемых социалистов-революционеров» (Ленин, Соч., т. VIII, стр. 361).

Основные положения программы С.-р. сводились к отрицанию всемирно-исторической руководящей роли пролетариата в революции как наиболее передового и единственного последовательно-революционного класса капиталистич. общества, к отрицанию гегемонии пролетариата, к отрицанию основного в марксизме — диктатуры пролетариата.

Отвергая весь ход исторического развития, доказавшего, что мелкотоварное крестьянское хозяйство ежедневно и ежечасно рождает капитализм, С.-р. положили в основу своей программы ложную идею о диаметральной противоположности «трудового хозяйства» крестьянина и буржуазного хозяйства, пытаясь доказать «социалистическую природу» крестьянства, способного якобы собственными силами добиться победы «крестьянского социализма». Таким образом С.-р. отвергали руководящую роль рабочего класса по отношению к крестьянству, отрицали революционную роль пролетариата в борьбе за социалистич. революцию.

В противоположность социал-демократам С.-р. называли себя партией «всех трудящихся» — рабочих, крестьян, интеллигенции — и хотели быть преимущественно партией крестьянства. Искажая классовую природу крестьянства и затушёвывая классовые различия между пролетариатом и крестьянством, С.-р. объединяли рабочих и крестьян в «единый рабочий класс» и считали себя выразителями его интересов и идеологии. — Маскируя кулацкую сущность своей партии, С.-р. отрицали существование классовых противоречий внутри крестьянства, отрицали классовое расслоение и классовую борьбу в деревне, доказывая, что между сельским пролетариатом и «самостоятельными земледельцами» нет принципиальной разницы, и объединяя их в одну категорию «трудового крестьянства». Являясь партией кулачества, С.-р. пытались подчинить своему влиянию всё крестьянство.

Аграрная программа С.-р. требовала «социализации земли». Это требование эсеры считали совместимым с буржуазным строем. Ленин блестяще показал, что требование «социализации земли» в условиях сохранения капитализма является грубым обманом крестьянства и прямым прикрытием буржуазной сущности аграрной программы С.-р., так как на основе сохранения капитализма невозможно и думать о проведении социализации земли. С.-р. считали возможным осуществление своей аграрной программы путём капиталистической кооперации, не понимая того, что только в условиях победы социалистич. революции и диктатуры пролетариата кооперация является могучим средством перевода крестьянства на путь социализма.

Программа С.-р. до конца вскрывает антипролетарскую, буржуазную, кулацкую сущность эсеровской партии, непримиримо враждебной марксизму-ленинизму, социалистич. революции и диктатуре пролетариата.

Ленин, характеризуя программу С.-р., писал: «корень воззрений социалистов-революционеров есть старое русское народничество. Но так как всё экономическое развитие России, весь ход русской революции беспощадно и безжалостно вырывает ежедневно и ежечасно почву из-под устоев чистого народничества, то воззрения станосятся эклектическими. Прорехи народничества они стараются поправить заплатами модной оппортунистической „критики“ марксизма, но ветхое одеяние не становится от этого прочнее. В общем и целом, их программа есть нечто абсолютно безжизненное, внутренне-противоречивое, выражающее лишь в истории русского социализма один из этапов на пути от крепостной к буржуазной России» (Ленин, Соч., т. VIII, стр. 257).

Особенно опасной и вредной для массового революционного движения была эсеровская тактика индивидуального террора. Индивидуальный террор, обусловленный народнической теорией активных «героев» и пассивной «толпы», исключал возможность активизации масс, активизации массового революционного движения, возможность создания массовой революционной партии. Ленин характеризовал индивидуальный террор как порождение интеллигентской слабости, невозможность создать массовую партию, стать партией класса. «Партия социал-революционеров лишена всякого социального базиса. Она не опирается ни на один общественный класс, ибо нельзя назвать классом группы неустойчивой интеллигенции, которая называет „широтой“ свою расплывчатость и беспринципность» (Ленин, Сочинения, т. V, стр. 132).

Эсеровская тактика индивидуального террора отражала неверие эсеров в силы масс, обрекала массы на пассивное ожидание, отвлекала массы от активной революционной борьбы.

Чёткую и исчерпывающую оценку важнейших сторон партии С.-р. в период буржуазно-демократич. революции Ленин дал ещё в 1903. «Партия социалистов-революционеров есть в сущности не что иное, как фракция буржуазной демократии, фракция, по составу своему преимущественно интеллигентская, по точке зрения преимущественно мелко-буржуазная, по теоретическому своему знамени — эклектически соединяющая новейший оппортунизм и стародедовское народничество» (Ленин, там же, стр. 362). В этом была основная причина росшего сотрудничества меньшевиков и С.-р., приведшего их к оформлению теснейшего контрреволюционного блока в 1917 и к совместной борьбе против Советской власти.

Большевистская партия под руководством Ленина и Сталина на всём протяжении своей истории вела непримиримую борьбу против взглядов, программы и тактики индивидуального террора С.-р., беспощадно разоблачала реакционную сущность эсеровской партии, её антипролетарские методы и приёмы политической борьбы. Основным историческим итогом борьбы максизма-ленинизма, большевистской партии против эсеров был переход трудящегося крестьянства на сторону пролетариата, без чего невозможна была бы победа Великой Октябрьской социалистич. революции. Буржуазно-демократич. революция 1905—07 полностью разоблачила буржуазную сущность эсеровской партии, проводившей соглашательскую политику в отношении либеральной буржуазии. С.-р. выступали как буржуазные демократы, стоящие за сохранение капитализма. В 1-й Государственной думе С.-р. входили во фракцию трудовиков, во 2-й Думе они согласовывали свою деятельность с трудовиками и в то же время поддерживали кадетов. Уже в этот период начался распад партии С.-р. В 1906 правые С.-р. создали полукадетскую «трудовую народно-социалистическую партию». Народные социалисты (см.) отказались от борьбы за республику, признали необходимым выкуп за отчуждаемую для крестьян землю и вступили в блок с кадетами. «Левое» крыло эсеров образовало полуанархическую партию эсеров-«максималистов» (см.), предлагавших основным средством борьбы террор. «Максималисты» впоследствии выродились в беспринципную группу бандитов-«экспроприаторов», лишённую всякой почвы в массах.

В период столыпинской реакции С.-р. переживает жесточайший развал. Эсеровская партия распалась на отдельные подпольные кружки, оторванные от масс и от массового революционного движения. Верхи партии впали в либерализм. Боевая организация С.-р. разложилась политически и морально. В партии С.-р. широко развилась провокация. Значительное время полновластным руководителем партии и её боевой террористической организации был царский охранник — провокатор Е. Ф. Азеф. Разоблачение в 1908 Азефа как провокатора внесло полное разложение в ряды эсеровской партии.

В годы первой мировой войны С.-р. скатились на позиции социал-шовинизма. Большинство С.-р. высказалось за поддержку войны и активно сотрудничало с царским правительством и буржуазией. Незначительная группа С.-р. во главе с Черновым считала себя интернационалистами, но, оставаясь попрежнему в одной партии с оборонцами, фактически поддерживала политику шовинистов.

После победы Февральской буржуазно-демократич. революции 1917 С.-р. вместе с меньшевиками и кадетами стали главной опорой буржуазного Временного правительства. Лидеры партии — Керенский, Авксентьев, Чернов — входили в состав Временного правительства и всемерно отстаивали политику буржуазно-помещичьих классов. С.-р. отказались от проведения своей программы «социализации земли», боролись за сохранение помещичьей собственности на землю и подавляли военной силой крестьянские выступления. С.-р. участвовали в подготовке контрреволюционного заговора ген. Корнилова, имевшего своей целью разгром революции и установление контрреволюционной военной диктатуры. Ещё перед Великой Октябрьской социалистической революцией социалисты-революционеры стали контрреволюционной буржуазной партией, отстаивающей целость и сохранность капиталистического строя. Осенью 1917 партия эсеров снова переживала процесс распада. В партии резко пала дисциплина. Целые группы отказывались подчиняться партийным директивам. Начались массовые выходы из партии С.-р. рабочих и других трудящихся. Из партии выделились «левые» эсеры, они после победы Октябрьской социалистич. революции, желая сохранить влияние в крестьянских массах, определённо сочувствовавших большевикам, решили пойти на соглашение с большевиками. «Однако, это соглашение просуществовало лишь до подписания брестского мира и образования комитетов бедноты, когда в крестьянстве произошло глубокое расслоение и когда „левые“ эсеры, всё больше отражая интересы кулачества, подняли мятеж против большевиков и были разгромлены Советской властью» [История ВКП(б). Краткий курс, 1945, стр. 202].

После победы Великой Октябрьской социалистич. революции С.-р. выступали как контрреволюционная партия, стремясь вместе с иностранными интервентами к свержению Советской власти. Уже 28—29/X 1917 С.-р. организовали вооружённое выступление против Советской власти, возглавили поход генерала Краснова на Петроград, руководили контрреволюционным юнкерским мятежом в Петрограде. С.-р. пытались создать в Могилёве, в Ставке верховного главнокомандующего своё контрреволюционное правительство во главе с Черновым. 4-й съезд партии эсеров (26/XI—5/XII 1917) стал на путь гражданской войны и террора против Советской власти и вождей социалистич. революции.

В период иностранной военной интервенции и гражданской войны С.-р. полностью разоблачили себя в глазах народных масс как контрреволюционную партию. По заданиям и на средства империалистов и иностранных военных разведок С.-р. вели преступную борьбу против Советской власти. Вместе с меньшевиками, анархистами, националистами они поддерживали белогвардейских генералов и иностранных интервентов, устраивали контрреволюционные заговоры против Советской республики, организовывали террористические акты против советских деятелей. С.-р. в июле 1918 организовали контрреволюционные вооружённые мятежи: в Ярославле, Рыбинске, Муроме, поддержали «лево»-эсеровский мятеж в Москве, мятеж чехословаков. Организовали конрреволюционный переворот в Самаре и возглавили контрреволюционное правительство (см. Комуч). С.-р. подняли Кронштадский мятеж в 1921. В преступном сговоре с троцкистами и бухаринцами С.-р. организовали злодейское покушение на жизнь Ленина, убийство виднейших работников партии Урицкого и Володарского, заговор об аресте и убийстве Ленина, Сталина, Свердлова в 1918.

Советский суд над С.-р. в 1922 до конца разоблачил контрреволюционную сущность эсеровской партии и приговорил руководителей её к высшей мере наказания — расстрелу. Советская власть разгромила партию С.-р., её жалкие остатки превратились в агентуру иностранных империалистич. разведок, в оголтелую банду шпионов, диверсантов, убийц, изменников родины.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. V («Почему социал-демократия должна объявить решительную и беспощадную войну социалистам-революционерам?», «Революционный авантюризм», «Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социал-революционерами», «Предисловие ко второму изданию брошюры „Задачи русских социал-демократов“», «К деревенской бедноте», «Ответ на критику нашего проекта программы», «Задачи революционной молодёжи»), т. VI («Народничествующая буржуазия и растерянное народничество»), т. VII («От народничества к марксизму»), т. VIII («Социализм и крестьянство»), т. XII («О некоторых чертах современного распада»), т. XX («Куда привели революцию эсеры и меньшевики?», «Политические партии в России и задачи пролетариата»), т. XXI («Кризис назрел», «Новый обман крестьян партией эс-эров»), т. XXIII («Ценные признания Питирима Сорокина»); Сталин И., Октябрьская революция и тактика русских коммунистов, в его кн.: Вопросы ленинизма, 11 изд., [М.], 1946; его же, Беседа с первой американской рабочей делегацией, в его кн.: Вопросы ленинизма, 10 изд., [М.], 1937; История ВКП(б). Краткий курс, [Москва], 1946, стр. 170—173, 191—195, 201—202, 206, 213—214, 236; История гражданской войны в СССР, т. I, 2 изд., М., 1938, стр. 18—20, 237—241.